Ошаров Михаил Иванович

Семья Ошаровых: Михаил Иванович, дочь Вера, жена Клавдия Ильинична, дочь Евгения. 1 928г.?

В 1934 году, после зимовки в ветхом домике на улице Московской, 30, в писательский дом, в девятую квартиру, перебралась семья Ошаровых. Они стали соседями Коптеловых, «из двери в дверь», Афанасий Лазаревич вспоминал: «Говор у него (М.И.Ошарова) всегда был мягким, добродушным. Я ни разу нигде не слышал от него ни единого резкого слова, никогда не видел раздраженным…Ходил он устремлено, слегка наклоняясь вперед, словно на лыжах, к которым он привык во время северных походов…В нашем доме он подготовил «Большой аргиш» для отдельного издания. Это выдающаяся работа талантливого художника слова, открывшего нам жизнь таежных кочевников…» (А.Коптелов. Минувшее и близкое. 1983)

 

М.И.Ошаров. На обороте фото: Дорогой хозяйке Марине Ивановне от Миши Ошарова. 15.05.1916г.

 

   Ошаров Михаил Иванович родился 4 ноября 1894 года в деревне Биря Минусинского уезда Енисейской губернии в семье сибирского казака. На третьем году жизни остался без отца, с тринадцати лет батрачил, был учеником столяра, молотобойцем в деревенской кузнице. С помощью старшего брата, работающего на золоторуднике, поступил сразу в 4-й класс Канского реального училища. Именно, брат Прокопий, знаток старины и фольклора, внушил ему любовь к устному народному творчеству. Михаил еще подростком начал собирать песни, сказки, легенды сибирских коренных народов. В годы учебы вошёл в литературный кружок, образованный старшеклассниками училища и гимназии, стал редактором и издателем рукописного  литературного журнала.   В 1917 году он поступил в Московский коммерческий институт на экономический факультет и одновременно учился на вечернем факультете Народного университета Шанявского, но из-за мобилизации в армию пришлось прервать учёбу. После окончания  школы прапорщиков Михаил служил в качестве младшего офицера в армии Колчака, а   в боях под Красноярском перешел на сторону Красной Армии. В 1919 году Ошаров принимал активное участие в освобождении Красноярска от колчаковцев.

Январь 1925 г. В первом ряду, справа – М.И.Ошаров.

После гражданской войны Губернским революционным комитетом его направляют  на кооперативную работу в качестве инструктора. Попав на север, в факторию Байкит,(спустя 30 лет в этом поселке будет отбывать ссылку поэт и педагог Алексей Ачаир)  он оказался хорошо подготовленным для изучения жизни, быта и культуры кочевых народов. Ошаров не только вел экономическое и бытовое обследование населения Приангарья и бассейна Подкаменной Тунгуски, но и занимался культурно-просветительной работой.  Он обучал эвенков русскому языку, учил их язык, жил с кочевниками в чумах и за свою честность, смелость, доброе отношение к людям получил прозвище «Большой Ошар». 

В журнале «Охотник и пушнина Сибири» в 1925 году был опубликован его первый рассказ «Сенька Горносталь», подписанный М.Ашаров, и в этом же году рассказ «Конпас» в журнале «Сибирь», затем в журналах  «Сельская кооперация», «Земля советская», «Сибирские огни», «Будущая Сибирь» стали все чаще и чаще появляться его рассказы, зарисовки, очерки и сказки народов Севера.
С 1924 по 1928 гг. он работает над повестью «Звено могил» (опубликованной в 1964 г. под названием «Тяжелое счастье»). Это было время  работы инструктором потребкооперации, он часто выезжал в экспедиции на Крайний Север. Его спутниками в них были ученый, поэт, писатель П.Л.Драверт и историк, этнограф И.М.Суслов Сохранилась интересная запись Суслова об одной такой экспедиции: «Профессору Петру Драверту удалось записать от тунгусов одно предание-сказку. Как-то раз молодая девушка возвращалась к себе в чум… и услышала доносившееся сверху пение. Взглянув на вершину холма, увидела там тени мертвых, несущихся под этот напев в круговом танце. С тех пор тунгусы и танцуют свой танец «иохор». Любуясь этим диким и странным танцем, сопровождаемым в виде припева непонятными древними тунгусскими словами «эхэкай-охокай», смысл которых уже давно утрачен, Драверт набросал в своем походном блокноте стихи «Танец тунгусов». На байкитском снимке есть некоторое искажение этнографической правдивости танца:  не убрана брезентовая палатка и фигура М.И.Ошарова  в центре хоровода. Он по моей просьбе зачинал этот «иохор» и не слыхал моей просьбы уйти из центра и включиться в хоровод. Поэтому фотограф Музея этнографии народов СССР тов. Гречкин убрал с негатива и брезент, и Ошарова. Получился негатив этнографически правильный».

Фронтиспис и титул книги. 1964 г.

 

 

По счастливой случайности  повесть «Звено могил» сохранилась в семейном архиве писателя. Один экземпляр книги с этой повестью, изданной в 1964 году, хранится в ГЦиНк.

 

 

 

 

 

На форзаце дарственная надпись старшей дочери писателя Веры Михайловны  эвенку, другу Ошарова, Василию Николаевичу Увачану, доктору исторических наук, заслуженному деятелю науки РСФСР, советнику Совета Министров РСФСР.

 

 

Через Комитет содействия народам Севера рукопись повести «Звено могил» в 1928 году отослали А. М. Горькому, который оценил одаренность Ошарова, но отметил, что язык повести тяжел. Сам Ошаров тоже считал, что рукопись требует доработки. У нас сохранилось письмо из Комитета содействия народностям Северных окраин, отправленное Ошарову 20 октября 1928 года, в котором  управляющий делами Комитета, Малиновская, пишет: «Мнение Горького сходится с мнением С.А.Бутурлина. Ваша работа несомненно интересна, так как насыщена подлинным туземным содержанием, и сама тема разработана интересно и своеобразно…» К письму прилагается рецензия Бутурлина: «После переделки в отношении языка – работа будет превосходна и интересна для широкого круга читателей. Конечно, работа по исправлению языка большая, но нетрудная и работа, по ее интересу, заслуживает такой отделки».
Следующее произведение «Большой аргиш»,  опубликованное  во втором номере журнала «Сибирские огни» за 1934 г., явилось частью задуманной трилогии. Это было первое значительное произведение о малых народах Севера.

Иркутск.1936 г.

 

 

 

В 1932 г. в связи с 40-летием А.М. Горького, Западно-Сибирский крайисполком учредил три премии им. Горького. Они присуждались дважды: в 1934 г. и в 1936 гг. Среди лауреатов двух лет были: Вивиан Итин за книгу «Выход к морю»(1934)  и Михаил Ошаров за книгу «Большой аргиш»(1936).

 

 

 

 

 

В ГЦиНк сохранились два издания «Большого аргиша» 1936 года – Иркутское и Новосибирское. Новосибирскую книгу оформлял художник А.Заковряшин. На авантитуле фрагмент письма А.М.Горького В.Я.Зазубрину: «Владимир Яковлевич, у Ошарова этнография так плотно сращена со всей тканью романа, что я затрудняюсь: что и где можно сократить? И даже возникло сомнение: надо ли сокращать, как будто надо, но жалко. Я думаю, что вы лучше меня разберетесь в этом, поговорив с Ошаровым, спросив: что по его мнению является лишним? Для издания книги в ГИХЛ мне хочется написать маленькое предисловие, так что «Сибирские огни» возвратите мне» (6.09.1934). Горький хотел подготовить сокращенный вариант «Большого аргиша» для издания в Детгизе. Впервые Ошаров встретился со знаменитым писателем на съезде в 1934 году, а потом вместе с Николаем Тихоновым и Алексеем Толстым побывал у него в гостях.

Первая страница книги М. И. Ошарова «Северные сказки». 1935 г. Заставка художника К. Баранова.

 

 

 

На Севере М.И. Ошаров многосторонне изучал быт и культуру кочевых народов. Он собрал богатейший фольклор народов Сибири. В 1935 году в Новосибирске выходит  книга «Северные сказки».  Сборник включил более ста эвенкийских, долганских, остяцких, ненецких и юрацких сказок. Издание было великолепно  оформлено новосибирским художником К.Барановым.

 

 

 

 

 

 

М. И. Ошаров. 1937 г. Художник А. Шмаков

В письме Горькому от 25.04.1936 Ошаров писал: «…По Вашему совету я обработал  сказки туземцев Енисейского Севера, которые мною были собраны в течение 12-ти летней жизни среди пяти кочевых народностей. В книгу вошёл материал свежий и никем ещё не затронутый. По сути книжка является первоначальной попыткой показать нашей общественности, а главным образом самим туземцам, какими богатствами располагают они». А.М. Горький заинтересовался книгой и предложил помощь в организации фольклорной экспедиции на Таймыр. Но этим планам не суждено было сбыться.

 

 

М.И.Ошаров. Новосибирск.1937г.

 

 

 

 

В 1937 году арестовали двух близких друзей Ошарова – В.Я.Зазубрина и П.П.Петрова, а вскоре арестовали и его по обвинению в причастности к «контрреволюционной, кадетско-монархической организации». По воспоминаниям Веры Михайловны Ошаровой, его арестовали 15 декабря 1937 г. в Новосибирске, произвели обыск чисто формально, увели. Жена пыталась найти его по тюрьмам, но везде ей отвечали, что его нет, а он находился рядом во внутренней тюрьме НКВД. Наконец, жене сообщили, что М. И. Ошаров осужден на 10 лет без права переписки и выслан в дальние лагеря.

 

 

К.И.Ошарова. Бюст работы М.И.Ошарова.

 

Клавдия Ильинична вслед за мужем была репрессирована, ее выселили с детьми из писательского дома. Семья уехала в Канск, где нащла приют в доме  брата писателя, Прокопия Ивановича.

22 декабря постановлением тройки НКВД Новосибирской области М.И.Ошаров был осуждён по статье 58-2-7-9-11 УК РСФСР и через два дня расстрелян. В 1937 г. погибли и многочисленные записи фольклорных произведений. Тогда же пропала рукопись завершающей части трилогии «Большой аргиш» («Сауд»), изъятая при аресте.  Определением Военного трибунала Сибирского военного округа № 601 от 19.10.1956г.  М.И. Ошаров был реабилитирован за отсутствием состава преступления.

В ГЦиНк  находятся чудом сохранившиеся ветхие листочки протокола описи рукописей и книг М.И.Ошарова, сделанные во время ареста  в присутствии соседей по дому Г.М.Пушкарева, Н.И.Кудрявцева, жены писателя К.И.Ошаровой и сотрудника НКВД В.Д.Устюжанина. В описи, кроме 41 рукописи,  указано большое собрание книг русских и зарубежных авторов, периодика, энциклопедии. Где это сейчас?

Известно, что уцелевшая часть архива писателя-этнографа М.И.Ошарова была передана семьей в Красноярский архив. Маленький фрагмент сохранился в нашем Центре. Это – две тетрадки  с рисунками младшей  дочери писателя Маши, талантливой и самобытной художницы.

 

Бюст работы М.И.Ошарова.

 

 

Сам Михаил Иванович играл на нескольких музыкальных инструментах, хорошо рисовал, занимался скульптурой. Среди материалов – фотографии разных лет и рукопись повести «Ачига», написанной в 1934 году в Новосибирске. В том самом писательском доме по улице Челюскинцев, 39.

 

 

 

 

 

 

P.S. В 1962 году эвенкийский поселок, носивший имя «вождя народа» – Сталина, был переименован в Ошарово.

 

Добавить комментарий

*

Copy Protected by Chetans WP-Copyprotect.

ГЦИНК им. Н. П. Литвинова : Добро пожаловать !

Authorize

Забыли пароль?

Регистрация