Воспоминания сибиряков об Италии

А.Л.Коптелов в своем кабинете. Издревая. 1970е гг.    

  Афанасий Лазаревич Коптелов – известный советский писатель, автор 9 романов. Его трилогия о вожде Октябрьской революции В.И.Ленине в 1979 году получила Государственную премию СССР. Много талантливых произведений написаны им об Алтае. В 1934 году на первом Всесоюзном съезде писателей в своем докладе Афанасий Коптелов и алтайский писатель Павел Кучияк говорили о национальной художественной литературе Горного Алтая и Хакасии, о рождение из устного литературного творчества народов этих областей письменной национальной литературы.

Наверное, только знатоки литературного краеведения знают, что Коптелов написал роман «Сад», посвященный  Михаилу Афанасьевичу Лисавенко, академику ВАСХНИЛ, Герою Социалистического Труда. Именно он создал садоводство в Сибири, вывел много новых сортов яблонь и ягодных кустарников. Афанасий Лазаревич тоже вырастил  свой сад в окрестностях Новосибирска на станции Издревая. Там росли морозостойкие сорта яблонь, винограда, дубы и кедры, на которых жили белки. А каких только цветов не было в саду Коптелова: пионы, флоксы, розы, георгины, астры, большая коллекция гладиолусов.

Мало кому известно и то, что Коптелов принял участие в знаменитой альпиниаде 1935 года, когда группа альпинистов совершила восхождение на самую высокую и сложную гору Алтая – Белуху. Афанасий Лазаревич был зачислен участником альпиниады как человек, имеющий опыт горных походов и хорошо знакомый с районом путешествия. Кроме того, как журналист, он должен был  освещать это восхождение в печати. Событие легло в основу повести «Снежный пик» и нескольких очерков, которые в 1950 году вошли в книгу «По родному краю».

А.Л. Коптеловым создано несколько очерковых книг об Алтае, а также о его поездках за рубеж.

В 1968 году в Новосибирске была издана небольшая книжка Коптелова «Итальянская осень. Воспоминание об одной поездке». В ней Афанасий Лазаревич рассказал о поездке в Италию.

 

Это была его давняя мечта: «Италия! Милая сердцу страна древней культуры. Кто не мечтал повидать её? И меня волновала эта мечта. Она возникла еще в далекой юности и теперь я даже не помню, что побудило её. Мне кажется, она живет во мне с тех пор, как книги открыли передо мной широкий мир. Манили к себе редчайшие памятники искусства, бессмертные творения гениальных живописцев, скульпторов, архитекторов…» (А.Л.Коптелов. Итальянская осень. Н., 1968, с.3)

Он объездил в этой стране много мест. Побывал  в горьковских местах: на Капри, в Сорренто. Увидел Рим, Неаполь, Помпеи, Флоренцию, Венецию, Сицилию, Сиракузы и Катанию. Одна встреча была особенно замечательной. Коптелов вместе со своим другом поэтом Василием Михайловичем Пухначёвым побывал в гостях у знаменитого итальянского писателя Джанни Родари, автора известных сказок «Приключения Чипполино» и «Джельсомино в стране лжецов». В «Итальянской осени» Коптелов пишет: «Сказочник встречает нас у подъезда. Он среднего роста, стройный, подвижный, приветливый. Его коротко остриженные волосы уже слегка тронуты сединой… В кабинете писателя одна стена занята книжными шкафами, у второй – диван. Помимо письменного стола – столик работы хохломских мастеров, на нем деревянная чашкас расписной ложкой и большая «матрешка» – сувениры, привезенные из Москвы…» Гости рассказали Родари о Сибири, Алтае и подарили писателю книгу «Сибирские сказки» и пластинку с песнями Алтая. Жена Родари, Мария Тереза, включила радиолу, поставила пластинку – «в римском доме зазвучала раздольная песня «Над степью Алтая высокие звезды сверкают…». Расставаясь, Родари обещал приехать в Сибирь, но его мечта так и не осуществилась. Такими интересными встречами и впечатлениями было наполнено всё путешествие А.Л.Коптелова по Италии.

Обложку книги оформлял художник Новосибирского издательства Евгений Федорович Зайцев, а вот черно белые иллюстрации выполнены художником Анатолием Александровичем Пятковым. Писатель сам попросил его проиллюстрировать книгу. Дело в том, что Пятков в  1965 году,  работая в группе Союза художников СССР в Доме творчества им. Д.Н. Кардовского, совершил тоже  поездку в Италию.

А.А.Пятков  учился в  экспериментальной художественной мастерской новосибирского пролеткульта (1933-1934), потом – на театральном отделении Омского художественно-педагогического училище им. Врубеля (1934-1938), в Костромском художественном училище (1946-1947) у Н.П. Шлеина.  С 1938 года он уже активный участник республиканских и зональных выставок.  Его персональные выставки состоялись в Новосибирске в 1964 и 1969 годах, а в 1965 году  – в Переславль-Залесском.  Сейчас работы художника находятся в Новосибирском Государственном Художественном Музее в музеях многих городов России, а также в частных коллекция Финляндии, Франции, Италии, Японии и других стран.

Книжной графикой он никогда не занимался, и книга «Итальянская осень» А.Л.Коптелова стала единственной работой в иллюстрации. Очевидно, альбомные наброски Пяткова оказались близки по настроению к воспоминаниям о поездке в Италию писателя Коптелова.  Эти зарисовки на маленьких блокнотных листках хранятся в фондах Городского Центра истории Новосибирской книги.

 

«На улицах Рима то и дело мелькают фигуры в черных сутанах и разноцветных мантиях,…монашки… Они парами ( в одиночку их не выпускают из монастырей) деловито снуют по магазинам. У каждой на груди или возле бедра покачивается серебряный крестик на изящной цепочке.

В старой части города более 450 церквей, в районах новой застройки возведено еще двести» (с.16)

 

 

«От палаццо Веккьо веяло суровой торжественностью и крепостной властностью. Его стены сложены из больших темно-бурых рустов с их неотесанной лицевой стороной. На площадь старый дворец выдвинулся одним углом, будто угрожая окрестным домам: «А ну-ка, посторонитесь!» (с.72)

 

 

 

 

 

«От дворца Дожей начинается роскошная набережная Скьявони. Здесь праздничные морские ворота Венеции. К этой набережной веками швартовались небольшие суденышки с почетными гостями из далеких стран. Отсюда отплывали на гондолах дожи на «венчание с морем» (с.88)

Рисунки к воспоминаниям о поездке, выполненные А.А.Пятковым, сейчас экспонируются на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения художника, в Новосибирском государственном художественном музее.

Литературная библиография А.Л. Коптелова насчитывает свыше 50 произведений, и небольшая книга впечатлений об Италии раскрывает одну из граней творчества писателя.

Добавить комментарий

*

Copy Protected by Chetans WP-Copyprotect.

ГЦИНК им. Н. П. Литвинова : Добро пожаловать !

Authorize

Забыли пароль?

Регистрация